Программа адаптации ребенка к дошкольному учреждению

 

Образовательные условия периода организации адаптации ребенка в ДУ_______ Адаптационный период утверждается с _______________ 2004 г. по ____________ 2005 г. в момент массового посещения детей ДУ после открытия дошкольного образовательного учреждения.

 

Цель: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей дошкольного возраста.

Методы: наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа.

 

Социальная адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к условиям новой социальной среды.

 

Возрастные проблемы и особенности адаптации ребенка в условиях ДУ.

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Процесс адаптации можно условно разделить на первичный и вторичный. Первичный – Вторичный –

Проблема  адаптации – это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, т.к. большинство детей приходят именно в этом возрасте. Чаще всего, проблемы адаптации, связаны с несоответствием особенностей новых требованиям характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня  развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в ДУ особенностям домашней кухни семьи ребенка. Тяжело приходится и тем детям, которые не посещали ДУ до 6 лет. Дезадаптированность таких детей объясняется чаще всего перенесением особенностей общения с ребенка со взрослым на способ общения со сверстниками. Все же проблема адаптации к детскому саду в старшем дошкольном возрасте – это единичные случаи, поэтому в большей степени психолог концентрирует свою деятельность на оптимизации процесса адаптации детей 1-ой и 2-ой младшей групп.

 

Необходимое успешное условие адаптации: Для выполнения поставленной задачи необходимо (рекомендации для воспитателей):

1)                 Сотрудничество и координация усилий психолога, воспитателей и педагогов.

2)                 Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.

3)                 Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.

4)                 Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.

5)                 В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.

6)                 Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.

7)                 Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).

8)                 Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.

9)                 Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.

10)             Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

11)             Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.

 

Этапы работы с детьми в период адаптации.

  Вся работа психолога с детьми раннего возраста, особенно на 1-ых этапах формирования группы, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Психологу необходимо в течении недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

 

1.      Знакомство. Ребенок, поступающий в ДУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Независимо от возраста ребенка родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

2.      Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения. Первые несколько дней родителям рекомендовано забирать детей до сна, постепенно по мере социализации личности, время пребывания увеличивается.

3.      Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. В группе пребывания детей 2 -3 лет педагогами заполняются адаптационные листы. С 3-5 лет дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей личности ребенка и оказании педагогической помощи индивидуально. За детьми, которые перешли по рекомендации врача в другую возрастную группу устанавливается наблюдение педагогом за адаптацией к среде, заполняется карта самопознания  собственной личности (3-4 года).

Заполнение адаптационных листов происходит после 10, 20 и 60 дней пребывания воспитателем на группе. Приложения: (с.33) (2-3, 3-4 года).

Степень адаптации:

Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

По истечении периода адаптации на медико-педагогическом совещании ведется анализ степени адаптированности каждого ребенка.

Дневниковые записи о стабилизации адаптационных возможностей (3-5 лет).

Карта самопознания собственной личности (3-4 года, для детей, которые перешли в другую возрастную группу по рекомендации врача).

Прил.ст 77 ксер.

Карта соц. Ад. Дет. 3-4 лет Кс. с.79, 80-81

4.      Организация диагностической работы. Постепенно, по мере активизации адаптационных возможностей у детей (первичная ориентировка в группе, помещении детского сада, территории, установлению контакта с детьми и взрослыми) педагог совместно с психологами организует диагностическую работу. Составляется расписания диагностических дней для каждой группы (2 дня). Диагностика проводится совместно с двумя воспитателем, психологом, младшим воспитателем, предварительно согласовав с родителями.

5.      Сбор  сведений о раннем развитии ребенка. Приложение дискета. Файл диагностика 3-5 лет.

6.      Индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции конкретной личности. После сбора информации коллегиально определяется индивидуальная программа психолого-педагогической коррекции.

7.      Групповые коррекционные занятия.

1)      Куклотерапия как средство преодоления социальной робости дошкольников в период адаптации. Ксерокс стр.50.

2) Психопрофилактические занятия для детей  6-7 лет ст.220

 

Этапы работы с родителями в период адаптации

 

1.                  Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы.

2.                  Составление семейного анамнеза. Приложение.

а) Анкетирование Анк.  Стр.36,46-48 С. 137 ксерокс, 210 Дет. Практич Пс

б) Тестирование Прил. С.43-44

в) Социальная характеристика семьи Дискета

 

Этапы работы с воспитателями в период адаптации

 

1.                 Составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики).

2.                 Беседа.

Прил.стр. 40, дискета, анк. Детс. Прак. Пс.207

 

Этапы работы с педагогами в период адаптации

 

1. Составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики).

3.                 Беседа.

Анк. – опрос для педаг. Стр.48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz