Кризис 3 лет

 

Кризис трех лет представляет собой взаимоотношений которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметное самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

Д. Б. Эльконин предполагает, что у ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. В младенчестве ребенок ведет себя так, как будто он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте ребенок уже гораздо чаще хочет сам, но, по словам Руссо, в этом возрасте хотеть он должен то, что хочет взрослый. К концу раннего возраста желания ребенка становятся обобщенными и аффект (проявления кризиса) тем сильнее, чем с более обобщенными желаниями он связан. В раннем возрасте у ребенка есть только единичные эффекты, поэтому детей в этом возрасте легко воспитывать – достаточно лишь переключить его внимание. Наступает момент, когда можно отложить исполнение желания, пообещав ребенку что-то в ближайшем будущем. Одновременно с этим у ребенка есть тенденция к немедленному осуществлению этих желаний. Как же быть? Важно понять, каково действительное содержание этих желаний. Д. Б. Эльконин предполагал, что обобщенные желания заключаются в стремлении ребенка действовать самому и как взрослые люди. Возникновение этих тенденций меняет формулу возврату: ребенок-преддошкольник делает то, что он хочет, он хочет часто он хочет того, что хочет взрослы; и более старший ребенок-дошкольник делает тоже то, что он хочет, но действовать ему часто приходится через обобщенные желания. 

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «я» по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет:

1) Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

2) Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.

3) Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

4) Своеволие. Стремится все делать сам.

5) Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.

6) Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.

7) Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Ребенок в раннем детстве – это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которым он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношением с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Во-первых, самое главное понять, что кризисы неизбежны! Ребенок – сложная системы, и развитие его идет не только поступательным, но и взрывным путем. И сабж – это замечательно. Это значит, что Ваш ребеночек развивается! И развивается как личность! И развивается совершенно нормально. Для начала важно запомнить, что сабж связан с «ясамостью» («Я сам!», «Я сам!») – ребенок осознает себя как личность. Тут важен такой момент – до трех лет ребенок – «реалист», после 3 – «фантазер».

Во-вторых, дайте ребенку волю в изъявлении своей самостоятельности: расширяйте его права и обязанности, поощряйте все проявления самостоятельности (хочет сам – пускай), но поощрять нужно именно проявления самостоятельности, а не капризы и истерики. Разрешая ребенку делать что-либо самому, не показывайте всем своим видом, что делает он это вовсе не так хорошо как надо. Лучше тактично помогите или просто переделайте, пока он не видит. Моя сестренка, например, упорно стирала свои носки и трусики, бабуля, правда, потом перестирывала, но сестра была уверена, что она делает это сама и вкус к занятию не потеряла, и что интересно, в 4-5 лет она это делала совершенно сносно, настолько, что уже никто за ней не перестирывал)

В-третьих, не забывайте, что ребенок не соглашается с вами не только для того, чтобы "отстаивать" свою свободу, но и испытать Вас, ваш характер, найти слабости в нем, и при случае ими пользоваться. Поэтому система ваших требований должна быть с одной стороны, совершенно четкой ("нельзя" должно быть именно нельзя, и у родителей, и у бабушек-дедушек и в д/с) – ребенок по нескольку раз будет проверять, что можно, а что нельзя, но с другой стороны гибкой («если... то нельзя, а если... то можно» – и обязательно с объяснениями!) «Если мы идем в садик, то нельзя останавливаться и смотреть по сторонам, потому что тогда мы будем идти медленно и опоздаем в садик, а мама опоздает на работу – на нее будут кричать и ей будет плохо. А если мы идем из садика – то можно идти медленно и даже немножко поиграть по дороге».

В-четвертых, ребенок твердит «нет» еще и потому, что он чувствует, что систему требований изменили, а почему – не понимает. И потом «нет» – это наше волшебное педагогическое воспитательное слово. И ребенок, подражая взрослому, чувствуя себя самостоятельным, начинает воспитывать вас). Поэтому система требований должна быть доступно понятна на том уровне, который доступен ребенку.

В-пятых, во время сабжа ребеночек должен ощущать, что все взрослые прекрасно понимают, что рядом с ними не малыш, а равный друг и товарищ)

В-шестых, одним из важнейших моментов в этом возрасте являются не только поощрения самостоятельности, но и ее подтверждения) – пишите ему письма, звоните ему лично, просите его совета, делайте взрослые подарки (например, подарите не очередную машинку, а шариковую ручку со словами: «Я вчера написала бабушке письмо, и теперь она хочет, чтобы и ты ей написал, ведь ты же уже взрослый»...)

Также для ребенка становится важной его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи. Здесь важно знать, что если малыш начал откровенно фантазировать, то это значит, что его реальные успехи мало кто замечает – этим он компенсирует свое желание получить хоть какую-то положительную оценку со стороны взрослых.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые вступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. Тенденция жить общей жизнью со взрослым проходит через все детство; ребенок, отделяясь от взрослого, устанавливает с ним глубокое отношения, подчеркивал Д. Б. Эльконин.

 

 

Hosted by uCoz