КАК УЧИТЬ МАЛЫША ИГРАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

С ранней поры ребенок проявляет сильное влечение к самостоятельности. «Я сам», — заявляет о себе он, когда что-то делает, играет, когда его одевают, умывают.

К сожалению, взрослые часто подавляют стремление ребенка к самостоятельности, пытаясь все делать за него, окружая излишней опекой. Такой ребенок не хочет играть сам, а ждет, чтобы его забавляли, требует постоянного внимания взрослого. В результате он мало играет, игры по содержанию примитивны.

Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:

- Почему моя дочь не хочет играть одна? Если с ней взрослые, она может заниматься с куклой. Стоит лишь ее оставить одну, она тотчас прекращает игру. У нее есть специальный уголок, где множество интересных игрушек. Может быть, это зависит от особенностей ребенка? Была меньше, мы думали, вот начнет ходить, будет легче: с рук сойдет, тогда и забавлять не придется. Может быть, она еще мала, чтобы уметь играть самостоятельно?

Прежде чем ответить на эти вопросы, попытаемся проанализировать причины неумения девочки играть одной.

Лариса — первый ребенок у молодых родителей, со дня рождения постоянно окружена вниманием близких, ее всегда забавляли, и привычка, чтобы рядом с ней был кто-то из взрослых, укоренилась. Теперь она сама требовала, чтобы ее развлекали, иногда напоминая об этом капризным криком. Как же приучить ребенка к самостоятельной игре?

Прежде всего надо подбирать игрушки и игры, которые располагали бы его к деятельности. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель. С ними малышу лучше всего играть одному. Но сами по себе игрушки не решают дела, если у ребенка не создан соответствующий настрой. Поэтому надо их обыграть вместе с ребенком, подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточного опыта, чтобы, опираясь на него, развернуть игру.

Часто роль взрослых в организации детской игры сводится к тому, что они говорят малышу:

— Ну что ты ходишь за мной? Вот сколько игрушек у тебя, бери любую и играй!

Но этого вовсе недостаточно, чтобы малыш начал играть. Требуется совсем другое: надо «заразить» его деятельностью. Сколько прелести и обаяния для него приобретает даже старая игрушка в руках у взрослого! Например, кукла, «заговорившая» с малышом, мяч, ловко прыгающий в такт под незамысловатую песенку или считалочку, матрешки, выстроенные в хоровод... Игрушки от этого приобретают в глазах малыша новый смысл, вызывают желание играть с ними.

За самостоятельность полезно ребенка поощрять: сложил кубики, выложил узор из цветной мозаики, собрал что-то из конструктора, — можно показать всем результаты, похвалить за самостоятельность. Подчеркнуть, что это он сам сделал, без помощи взрослых.

Хорошо руководить самостоятельной игрой ребенка исподволь, чтобы это руководство осталось им не замеченным.

... Марина играет с бабушкой в куклы. Сюжет игры, как и подобает трехлетнему ребенку, весьма незамысловат: куклы-дочки гуляют, спят, едят, ходят в гости друг к другу... Как создать у ребенка желание продолжить игру с куклой без участия взрослых?

Бабушка говорит, что уезжает со своей дочкой в другой город, к папе, а Марина со своей дочкой приедет туда в гости, когда им пришлют приглашение. Продолжение игры идет в условиях, естественно вытекающих из самого содержания игры: оставшись дома, девочка готовит обед, гуляет с куклой-дочкой, ходит с ней на почту, чтобы узнать, нет ли письма из города, куда уехали ее друзья, собирает вещи к отъезду и т. п. На первых порах все эти действия подсказываются взрослым. Таким образом, ребенок поставлен перед необходимостью играть одному.

УГОЛОК ДЛЯ ИГРЫ

Чтобы игра приносила ребенку радость и он мог самостоятельно занять себя игрушкой, надо выделить удобное — самое освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов — место. Если малыш будет знать, где можно взять игрушку и куда ее следует положить после игры, это приучает его к порядку, содействует формированию самостоятельности, бережного отношения к игрушке.

Здесь должен быть детский стол, стульчик, шкаф для игрушек или полка.

В игровом хозяйстве малыша должно быть достаточное количество разнообразных игрушек (но не в избытке!). Обязательная принадлежность для игр малышей — предметы, которые они могут перекладывать, накладывать друг на друга, например кубики, кирпичики; открывать и закрывать — коробочки с крышками, вкладные кубы, грибки, матрешки; нанизывать и собирать — пирамидки, кольцо и т. п. Все это лучше хранить в шкафу или на подвесной полке возле стола. Там же, на другой полке, — мелкий строительный материал, а рядом — книжки. Желательно, чтобы был и крупный строитель, различные конструктивные игрушки, мячи. Играя на ковре, малыш может устроить кукольную, комнату, гараж и т. д.

Все содержимое игрового хозяйства хранится в определенной системе. Ребенок должен знать, что, например, гараж и машины не могут находиться в кукольной комнате, а мячи лежать вместе с книгами.

Но не следует стремиться к тому, чтобы уголок был всегда в парадном убранстве. Ради порядка в комнате не надо требовать от ребенка статичности в расположении игрушек. «Зачем же ты спрятал красивого петуха, а вместо него выставил старую игрушку. Сделай, как было», — делают ему замечание. Подобное требование вряд ли правомерно. Ведь малыш наводит порядок, руководствуясь не столько декоративной привлекательностью уголка, сколько замыслом своей игры. Надо давать ребенку возможность переставлять и перемещать игрушки, менять порядок, но обязательно надо показать, как это делать.

Время от времени вместе с ребенком стоит проверить, нет ли неисправных игрушек, испачканной кукольной одежды, поломанных коробок для хранения настольных игр. Пусть малыш видит, что взрослый — первый помощник в его забавах и делах: починит игрушку, подклеит коробочку, пришьет собачке оторванную лапку. Ни в коем случае нельзя выбрасывать в присутствии ребенка старые поломанные игрушки: волей или неволей мы будем воспитывать у него небережливость и жестокость. Хранить игрушки в ящике нецелесообразно. От этого они быстрее ломаются, и, главное, ребенка труднее будет приучать к аккуратному и бережному обращению с вещами, ведь в ящик все игрушки складываются вместе и без особого порядка.

УЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЖЛИВОСТИ

И в этом возрасте ребенку следует подсказывать, как обращаться с игрушками, например, если кукла брошена и забыта ребенком, проявить к ней внимание, поднять ее, пусть малыш увидит, как это надо делать: «Упала кукла Ляля... Сейчас я тебе помогу, платьице отряхну, пожалею... Не плачь, садись в коляску». Следует обратиться к ребенку: «Погуляй теперь ты с ней».

Надо следить, чтобы ребенок, заканчивая игру, непременно убирал на место все, с чем он играл. Это не всегда просто.

Каждый раз Машенька чуть ли не со слезами приводит в порядок свое хозяйство. Как заставить ребенка убирать игрушки на место без слез?

- Ну-ка, кто быстрее наведет у себя порядок — ты или я? — предлагает мама своей дочке. — Ты соберешь свои игрушки, а я вымою тарелки и уберу со стола. Только - чур! Чтобы все было как следует, аккуратно.

Мама знает, что дочке нравится что-нибудь делать наперегонки со старшими, в особенности если в состязании маленький побеждает взрослого. Такой способ не раз выручал, и дело обходилось без капризов.

Учить ребенка беречь игрушки важно не только для того, чтобы сохранять их в хорошем состоянии. Воспитывая привычку к бережному отношению к игрушкам, формируем нравственные качества. Ведь на игрушку ребенок переносит все свои человеческие чувства. Если малышка, скажем, держа куклу за ногу, волочит ее по полу, следует высказать свое осуждение:

— Кате больно! Разве можно так! Разве я со своей дочкой так поступаю? Вот как надо с ней обращаться. Взять куклу в руки и погладить ее.

Итак, самые верные представления о ребенке, о его развитии в целом можно составить, наблюдая его в естественной для него стихии — в игре. А. С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Hosted by uCoz