ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
В настоящее время представляется возможным выделить два основных направления работы психолога по защите детей от жестокого обращения: диагностическое и коррекционное.
1. Диагностическое направление работы психолога
Данное направление работы преимущественно осуществляется психологом, работающим в дошкольном образовательном учреждении. Воспитатели могут к нему привлекаться лишь в силу необходимости и при условии наличия базовых психологических знаний. Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.
Задачи.
1 Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.
2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывают, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы в адаптации.
2 этап Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть, применяющие детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
1 этап.
На первом этапе, по отзывам воспитателей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:
1) трудности в обучении
2) неорганизованность
3) агрессия
4) неуравновешенность, частые смены настроения
5) неуверенность в себе
6) трудности во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми
7) воровство и т.п.
Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели. Психолог дошкольного учреждения просит их в свободной форме ответить на вопрос о том, у каких именно детей из их группы наблюданются вышеперечисленные проблемы в адаптации.
Для проверки полученных данных и преодоления возможной субъективности воспитателя рекомендуется воспользоваться и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста лДиагностика межличностных отношений в группе╗, проективными рисуночными методиками и пр.)
2 этап.
С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе применяются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Бланки анкеты и опнросника, а также ключи к опроснику приводятся ниже.
Анкета содержит вопросы относительно частоты применения различных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить по 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка.
В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы замаскировать вопрос об использовании физических наказаний среди более социально-приемлемых и даже желательных методов воздействия. Более того, данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).
Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выражены физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность. Эта методика включена в пакет методик по следующей причине.
Анкетирование не позволяет выявить психологическую лподложку╗ таких методов воздействия, как лпорицание╗, лнотации╗, лпоучения╗, лкритика╗, лпредупреждения╗ и т.п. Эти способы воздействия на ребенка могут быть пронявлениями вербальной агрессии, а могут и не быть, т.к. разные родители вкладывают в слова лкритика╗, лпредупреждение╗ и т.п. различный смысл. То, характерна ли для родителей вербальная агрессия, можно с большей достоверностью определить с помощью соответствующей шкалы опросника Басса-Дарки. Опросник используется в коротком варианте, включавшем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все из них. Поэтому из опросника Басса-Дарки были выбраны только те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это: Шкала 1. Физическая агрессия. Шкала 2. Косвенная агрессия Шкала 3. Раздражение. Шкала 7. Вербальная агрессия.
В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса.
Время заполнения опросника -10-15 минут. Время заполнения анкеты - 5 минут.
И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи.'систематически занимающимися
воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.
Показателями нарушения прав ребенка считаются:
1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки.
2) констатация факта использования физических наказаний (оценка частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению "в исключительных случаях" и выше).
По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки. 3 этап.
Целью этого этапа является анализ тех родительских установок и реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье.
Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях мы предлагаем использовать методику измерения родительских установок и реакций (PARY) и опросник эмоционнальной стороны детско-родительского взаимодействия.
Первая методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и дентализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания. Методика PARY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок, такие, как:
Предоставление ребенку возможности высказаться
Оберегание ребенка от трудностей.
Подавление воли ребенка.
лЖертвенность╗ родителей.
Строгость родителей.
Раздражительность родителей
Зависимость ребенка от матери. Время заполнения методики - 25-40 минут. Бланк методики и ключи приводятся ниже.
По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы в программе коррекции родительского отношения. Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, которые позволяют
характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому эта методика позволяет провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также провести коррекционную программу с опорой на эти сильные стороны.
Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:
Способность воспринимать состояние ребенка.
Понимание причин состояния ребенка.
Х Способность к сопереживанию ребенку.
Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком. Безусловное принятие.
Х Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия.
Х Отношение к себе как к родителю. Стремление к телесному контакту с ребенком. Оказание эмоциональной поддержки.
i Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия.
Умение воздействовать на состояние ребенка. Время заполнения методики - 25-40 минут.
Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия родителей в проводимой диагностике. Воспитатель (который, скорее всего, выступит в данной ситуации помощником психолога) должен предварительно рассказать родителям (индивидуально или в мини-группах) о том, что:
Х данная диагностика включена в общую программу работы детского дошкольного учреждения;
Х что она позволит оптимизировать работу воспитателей с теми детьми, которые испытывают трудности адаптации в детском саду;
Х что в результате проведенной диагностики психолог сможет дать конкретные советы каждому родителю по воспитанию ребенка, сделав это в максимально конфиденциальной форме и в удобное для родителя время. Ниже приводятся все используемые на этих трех этапах психологической диагностики методики, инструкции к ним, ключи, бланки для ответов, а также возможные краткие интерпретации получаемых результатов.
1. Опросник Басса-Дарки
Инструкция: Здесь приводится список утверждений, с которыми Вы можете согласиться или не согласиться.
Прочитайте их внимательно и ответьте, пожалуйста, согласны Вы с ними или нет. Если вы согласны с
утверждением, отметьте ответ лда╗ на отдельном бланке напротив номера этого утверждения. Если Вы не
согласны с утверждением, отметьте на бланке ответ лнет╗.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если я не одобряю поведения друзей, я даю им это почувствовать.
5. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
6. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
7. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
8. Я часто бываю не согласен с людьми.
9. Если кто-либо первым ударит меня, я не отвечу ему.
10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
11. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
12. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
13. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
14. Я не способен на грубые шутки.
15. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
16. Я требую, чтобы люди уважали меня.
17. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их лщелкнули по носу╗.
18. Я никогда не бываю мрачен от злости.
19. Если ко мне относятся хуже, чем я заслуживаю, я не расстраиваюсь.
20. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
21. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
22. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
23. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.
24. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
25. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
26. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
27. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
28. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
29. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
30. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
31. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
32. Я ругаюсь только со злости.
33. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу я применяю ее.
34. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
35. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
36. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
37. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
38. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
39. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
40. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
41. В последнее время я стал занудой.
42. В споре я часто повышаю голос.
43. Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям.
44. Я лучше соглашусь с кем-нибудь, чем стану спорить.
Ключи к опроснику Басса-Дарки
Шкапа |
Вопросы |
Нормы |
1. Физическая агрессия., |
Да-1, нет-0: 1, 13. 16, 21.25,29,33,37. Нет-1, да-0: 5,9. |
5-7 |
2. 'Косвенная агрессия |
Да 1, нет- 0:2, 6, 10, 18,22, 30, 34. Нет-1. да-0: 14, 26. |
4-7 |
3. Раздражение. |
Да-1, нет- 0:3, 11, 15, 23,27,31, 35,41. Нёт-1,да-0:7, 19, 38. |
5-8 |
7. Вербальная агрессия. |
Да-1, нет-0: 4, 8, 12,16, 24, 28, 32,40,42. |
6-10 |
|
Нет-1, да-0: 17, 36,43,44. |
|
Обработка данных.
Вначале за ответы лда╗ и лнет╗ на каждый вопрос в соответствии с ключом начисляется 1 или- 0 баллов Затем
баллы за вопросы, относящиеся к одной шкале, суммируются. Таким образом, мы получаем баллы по всем 4-м
шкалам по каждому испытуемому.
Затем полученные баллы сравниваются с тестовыми нормами. Если балл родителя по шкале равен граничному
значению нормы или выше этого значения, значит, у него в высокой степени выражено соответствующее качество.
Если балл испытуемого по шкале равен нижнему значению нормы или ниже его, то соответствующее качество
выражено у него слабо.
При обработке ответов, полученных с помощью опросника Басса-Дарки, нам важно выявить тех испытуемых, у
которых тестовый балл хотя бы по одной шкале опросника Басса-Дарки находится на верхней границе тестовой
нормы или выше ее. Сравнивая полученные по каждой шкале баллы с тестовыми нормами, выявляем этих
родителей.
Бланк заполнения для опросника Басса-Дарки
1. |
Да |
Нет |
16 |
Да |
Нет |
31 |
Да |
Нет |
2. |
Да |
Нет |
17 |
Да |
Her |
32 |
Да |
1 1ет |
3. |
Да |
Нет |
18 |
Да |
Нет |
33 |
Да |
Нет |
4. |
Да |
Нет |
19 |
Да |
Нет |
34 |
Да |
Нет |
5. |
Да |
Нет |
20 |
Да |
Нет |
35 |
Да |
Нет |
6. |
Да |
Нет |
21 |
Да |
Нет |
36 |
Да |
Нет |
7. |
Да |
Нет |
22 |
Да |
Нет |
37 |
Да |
Нет |
8. |
Да |
Нет |
23 |
Да |
Нет |
38 |
Да |
Нет |
9. |
Да |
Нет |
24 |
Да |
Нет |
39 |
Да |
Нет |
10 |
Да |
Нет |
25 |
Да |
Нет |
40 |
Да |
Нет |
11 |
Да |
Нет |
26 |
Да |
Нет |
41 |
Да |
Нет |
12 |
Да |
Нет |
27 |
Да |
Нет |
42 |
Да |
Нет |
13 |
Да |
Нет |
28 |
Да |
Нет |
43 |
Да |
Пет |
14 |
Да |
Нет |
29 |
Да |
Нет |
44 |
Да |
Нет |
15 |
Да |
Нет |
30 |
Да |
Нет |
|
|
|
2. Анкета для родителя на выявление типичных способов воспитательного воздействия на ребенка. Инструкция:
Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте следующую шкалу: 5 баллов - всегда 4 балла - достаточно часто 3 балла - иногда 2 балла - в исключительных случаях 1 балл - никогда
Приказ, команда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уговоры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Угрозы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предупреждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Советы, готовые решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Нотации, поучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Критика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Похвала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Анализ поведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обращение в шутку |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Утешение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обзывание, насмешка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Обида на ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наказания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Физические наказания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. Методика исследования родительских установок и реакций (PARY). Инструкция:
Прочтите каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: л+╗ - полностью согласен; л+╗ - почти согласен; л + ╗ - скорее не согласен; л-╗ - полностью не согласен.
Здесь нет правильных или неправильных ответов, нас интересует Ваше личное мнение. Очень важно, чтобы Вы ответили на все вопросы. Многие утверждения могут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах. ,
1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верные.
2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.
3. Для хорошей матери дом Ч это самое главное.
4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.
5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказываться от многого.
6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.
7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке, не ссорясь, не знают жизни.
8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.
9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.
10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.
11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение лХ прислушиваться и принимать мнение родителей.
12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любых ситуациях.
13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства Ч это чувство, что она не успеет сделать все.
14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того, чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.
15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.
16. Если Вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться, и чем дальше, тем больше.
17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее
18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.
19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, то и у детей, и у мужа будут лишние сложности.
20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.
21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам.
22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.
23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.
24. У детей следовало бы поощрять стремление высказаться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.
25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.
26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становится хорошей матерью.
27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.
28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.
29. Все молодые матери боятся быть неловкими при уходе за ребенком.
30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.
31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.
32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.
33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.
34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.
35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.
36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее лподрезали крылья╗.
37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.
38. Дети, которые не прилагают усилий для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.
39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.
40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичными.
41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.
42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством трудностей.
43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.
44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.
45. Чем быстрее ребенок научится ходить, тем легче его будет обучать.
46. Несправедливо, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.
47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказывать.
48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.
49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.
50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает реншения
51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то,
что они сделали для своих детей.
52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.
53. Даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться.
54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.
55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.
56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.
57. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.
58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.
59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что они привязаны к дому.
60. Несправедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.
61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром
62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.
63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.
64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.
65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.
66. Тревожные родители пытаются узнать все, о чем думает их ребенок.
67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.
68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.
69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.
70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.
71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.
72. Многие матери забывают, что место матери дома.
73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.
74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.
75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним. 76 В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.
77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это. обычно делают.
78. Воспитание детей вредно сказывается на нервах.
79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.
80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.
81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.
82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка - то, что у Вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что Вам нравится.
83 В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.
84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.
85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.
86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.
Х87. Секс - одна из самых сложных проблем воспитания.
88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать
89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок - часть ее.
90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут и их советы.
91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.
92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем им дают сейчас, для того, чтобы оставаться дома после рождения ребенка.
93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что он не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.
94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.
95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.
96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.
97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.
98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.
99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.
100. При строгом воспитании дети более счастливы.
101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.
102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.
103. В детях важнее всего воспитать умение прислушиваться и принимать мнение родителей.
104. Большинство родителей предпочитают спокойных детей.
105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.
106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.
107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для него.
108. Если Вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.
109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.
110. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.
111. Замужняя женщина знает, что она должна взять на себя инициативу в ведении семейных дел.
112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.
113. Если Вы делаете что-то вместе с детьми, то они чувствуют себя ближе к Вам, и им будет легче общаться с Вами.
114. Ребенка следует, как можно раньше отлучить от груди и от бутылочки.
115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.
Ключи к опроснику родительских установок и реакций PARY
Шкала |
Номера пунктов |
Нормы |
|
|
|
матери |
отцы |
1. Предоставление ребенку возможности высказаться. |
1.24.47.70.93 |
15-19 |
15-19 |
2. Оберегание ребенка от трудностей. |
2.25,48.71.94 |
9-16 |
10-16 |
3. Ограничение матери ролью хозяйки дома. |
3. 26.49. 72. 95 |
11-18 |
13-18 |
4. Подавление воли ребенка. |
4. 27, 50. 73, 96 |
13-17 |
13-17 |
5. лЖертвенность╗ родителем. |
5.28.51.74,97 |
13-18 |
14-19 |
6. Страх причинить вред ребенку. |
6. 29. 52. 75. 98 |
14-18 |
14-18 |
7. Супружеские конфликты. |
7, 30. 53. 76. 99 |
13-18 |
13-17 |
8. Строгость родителей. |
8.31.54.77. 100 |
10-17 |
11-17 |
9. Раздражительность родителей. |
9.32.55.78, 101 |
10-15 |
11-16 |
10. Зависимость ребенка от матери. |
10.33.56.79. 102 |
13-18 |
14-17 |
11. Поощрение зависимости ребенка от родителей. |
11,34,57,80, 103 |
11-17 |
11-17 |
12. Подавление агрессивности ребенка. |
12.35.58.81. 104 |
12-18 |
11-17 |
13. лМученичество╗ родителей. |
13,36,59.82. 105 |
10-15 |
10-16 |
14. Равенство родителей и ребенка. |
14.37.60,83. 106 |
13-17 |
14-17 |
1 5. Поощрение активности ребенка. |
15.38.61.84. 107 |
16-19 |
15-19 |
16. Избежание общения с ребенком. |
16.39.62.85. 108 |
12-17 |
12-16 |
17. Невнимательность мужа к жене. |
17.40,63,86. 109 |
14-19 |
13-19 |
18. Подавление сексуальности ребенка. |
18,41.64.87. 110 |
12-17 |
13-18 |
19. Власть матери. |
19.42.65.88. Ill |
11-16 |
11-17 |
20. Навязчивость родителей. |
20,43,66.89, 112 |
14-19 |
13-18 |
21. Товарищеские отношения между родителями и детьми. |
21,44,67.90. 113 |
18-20 |
17-20 |
22. Желание ускорить развитие ребенка. |
>2. 45. 68. 91. 114 |
3-18 |
3-18 |
23. Потребность в посторонней помощи ,п воспитании ребенка. |
13.46.69,92. 115 |
3-18 |
6-20 |
Бланк к опроснику родительских установок и реакций PARY
|
|||||||
1 |
|
30 |
|
59 |
|
88 |
|
2 |
|
31 |
|
60 |
|
89 |
|
3 |
|
32 |
|
61 |
|
90 |
|
4 |
|
33 |
|
62 |
|
91 |
|
5 |
|
34 |
|
63 |
|
92 |
|
5 |
|
35 |
|
64 |
|
93 |
|
7 |
|
36 |
|
65 |
|
94 |
|
8 |
|
37 |
|
66 |
|
95 |
|
9 |
|
38 |
|
67 |
|
96 |
|
10 |
|
39 |
|
68 |
|
97 |
|
II |
|
40 |
|
69 |
|
98 |
|
12 |
|
41 |
|
70 |
|
99 |
|
13 |
|
42 |
|
71 |
|
100 |
|
14 |
|
43 |
|
72 |
|
101 |
|
15 |
|
44 |
|
73 |
|
102 |
|
16 |
|
45 |
|
74 |
|
103 |
|
17 |
|
46 |
|
75 |
|
104 |
|
18 |
|
47 |
|
76 |
|
105 |
|
19 |
|
48 |
|
77 |
|
106 |
|
20 |
|
49 |
|
78 |
|
107 |
|
21 |
|
50 |
|
79 |
|
108 |
|
22 |
|
51 |
|
80 |
|
109 |
|
23- |
|
52 |
|
81 |
|
1 10 |
|
24 |
|
53 |
|
82 |
|
II 1 |
|
25 |
|
54 |
|
83 |
|
112 |
|
26 |
|
55 |
|
84 |
|
113 |
|
27 |
|
56 |
|
85 |
|
114 |
|
28 |
|
57 |
|
86 |
|
115 |
|
29 |
|
58 |
|
87 |
|
|
|
Обработка данных.
Ответы родителей перекодируются следующим образом: л+╗ заменяется на 4, л▒╗ - заменяется на 3, л+ ╗ -заменяется на 2, л-╗ - заменяется на 1. Затем баллы за вопросы, составляющие одну шкалу, складываются, и таким образом подсчитывается балл каждого испытуемого по каждой шкале.
Затем полученные с помощью опросника данные сопоставляются с тестовыми нормами. Учитываются только те оценки по шкалам, которые находятся на границе норм или за их пределами. Например, если нормы по шкале составляют 15-19 баллов, и испытуемый набрал по этой шкале 19 баллов, то соответствующее шкале качество у него выражено ярко. Если он набрал по этой шкале 15 баллов или меньше, то соответствующее качество выражено у него слабо. Если он набрал 16 баллов, то измеряемое шкалой качество у него выражено средне. Обращать особое внимание нужно на те качества, которые выражены ярко (получают оценку на верхней границе нормы или выше) или выражены очень слабо
(находятся на верхней границе нормы или ниже ее). В дальнейшем при выводе о том, какие
психологические особенности характерны для конкретного родителя, нужно описывать только те качества,
которые выражены сильно (т.е. получают оценки, соответствующие верхней границе нормы или выше) или
слабо (т.е. получают оценки, соответствующие нижней границе нормы или ниже).
Нормы по матерям и отцам различаются, это нужно учитывать при обработке и при обработке ответов
матери пользоваться нормами, рассчитанными для матерей, а при обработке ответов отцов - нормами,
рассчитанным для отцов.
4. Опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
Инструкция: Уважаемые мамы! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли для Вас
следующие утверждения:
5 - абсолютно верно
4 - скорее всего, это так
3 - в некоторых случаях верно
2 - не совсем верно
1 - абсолютно неверно
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
6. Воспитание ребенка - сложная проблема для меня.
7. Я редко повышаю голос.
8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно испортить его характер.
9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
10. Плохое настроение ребенка не может быть оправданием его непослушания. >
11. Я легко могу успокоить своего ребенка.
12. Чувства моего ребенка для меня загадка.
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо ведет себя.
16. Я многое хотела бы изменить в своем ребенке.
17. Мне нравится быть матерью.
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
19. Я часто глажу моего ребенка по голове.
20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав,
22. Если мой ребенок разбаловался, то я уже не могу его остановить. .23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребенок.
25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
26. Мой ребенок часто мне досаждает.
27. Ничто не мешает мне любить моего ребенка.
28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня.
29. Мне приятно проводить время вместе с ребенком.
30. Я раздражаюсь, когда ребенок "липнет" ко мне.
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.
32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен, г
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
38. Меня огорчает, что мой ребенок растет не таким, как мне хотелось бы.
39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребенка.
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство друг другом.
41. Мне часто хочется взять моего ребенка на руки.
42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка, так как это может избаловать его.
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
45. Мне достаточно только взглянуть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала.
51. У меня спокойные, теплые отношения с ребенком.
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
53. Я часто хвалю своего ребенка.
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, как он есть.
61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
64. Я часто бываю строгой с ребенком.
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе.
66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия
1. Способность воспринимать состояние ребенка - 1, 23, 45, 12, 34, 56 (норма-3,7)
2. Понимание причин состояния - 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма - 3,2)
3. Способность к сопереживанию - 3, 25, 47, 14, 36, 58 (норма - 2,8)
4. Чувства в ситуации взаимодействия - 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма - 3,3)
5. Безусловное принятие - 5, 27,49, 16, 38, 60 (норма - 3,2)
6. Отношение к себе как к родителю - 17, 39, 61, 6, 28, 50 (норма -3,1)
7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - 7, 29, 51, 18, 40, 62 (норма - 3,0)
8. Стремление к телесному контакту- 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норма-3,3)
9. Оказание эмоциональной поддержки - 9, 31, 53, 20, 42, 64 (норма - 2,8)
10. Ориентация на состояние ребенка-21, 43, 65, 10, 32, 54 (норма -2,3)
1 1. Умение воздействовать на состояние ребенка - 11,33, 55, 22, 44, 66 (норма-3,2) Обработка результатов
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые 3, указанные в скобках), т.е., согласие с данным утверждением, свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три - отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е., согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества. Таким образом, заполняющий опросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, понзволяет выявить противоречивые суждения родителей и повышает достоверность полученных оценок. Для получения стандартных баллов необходимо перевести лсырые╗ баллы по формуле: (a+b+c-d-e-f+l)/5, где а, Ь, с - оценки положительных утверждений, d, e, f - оценки отрицательных утверждений. Знак лминус╗ перед утверждениями означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ лабсолютно верно╗ для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ лабсолютно верно╗ для отрицательного утверждения дается 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов. 2. Коррекцйопное направление работы психолога
Работа по профилактике и диагностике родительского поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, закономерно должна включать в себя и коррекционный блок. Ведущая роль в его реализации принадлежит психологу дошкольного учреждения. В наиболее развернутой форме коррекционные задачи дошкольного психолога включают в себя:
1) коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к детскому саду;
2) коррекционные занятия с воспитателями с целью оптимизации стиля общения с детьми;
3) коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.
Так как первые два направления достаточно полно представлены в специальной литературе, остановимся
лишь на последнем из них.
Представляется, что коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих формах:
1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают воспитатель и психолог дошкольного учреждения);
2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие - воспитатель и психолог);
3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий - психолог дошкольного учреждения).
Остановимся вначале на общих принципах подобного рода работы. Среди них можно выделить: /. Принцип объективации поведения - поведение участников переводится на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим это сделать, является обратная связь. Задача ведущего -организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение других о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые он вызывает, и на этой основе сознательно изменять свое поведение.
2. Принцип партнерского общения - участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояния и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей.
3. Принцип исследовательской активности - в процессе работы группы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.
4. Принцип творческой активности - общение в группе организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.
5. Принцип добровольности участия - работа родителей в подобной группе будет иметь эффект только при соблюдении условия обязательной добровольности участия каждого.
Остановимся более подробно на третьей форме коррекционной работы с родителями, испытывающими трудности в воспитании ребенка, условно обозначив ее как тренинг родительской эффективности. Общие положения.
Тренинг рассчитан на родителей, имеющих трудности в воспитании ребенка и осознающих их. Оптимально участие в нем обоих родителей. Он помогает освободиться от страхов в воспитании малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психологическое здоровье ребенка, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании. Специалистами в области коррекции детско-родительских отношений отмечается, что родительская компетентность и психологическая готовность родителей к свободному и ответственному взаимодействию с ребенком имеет несколько составляющих:
1. Адекватность родительской позиции - степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, проявляющаяся в феноменах приписывания ему тех или иных качеств, в степени и в знаке искажений образа ребенка (когнитивный компонент);
2. Динамичность родительской позиции - степень подвижности родительских установок, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми в зависимости от возраста и конкретной ситуации (поведенческий компонент);
3. Прогностичность родительской позиции - способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка, умение "просчитать"
следствия своих воспитательных воздействий (когнитивный и поведенческий компоненты).
Эмоциональный компонент родительской позиции проявляется по всем трем параметрам и выражается в
преобладании того или иного эмоционального фона детско-родительских отношений.
В программе тренинга соединены элементы тренинга коммуникативной компетентности (Л.А. Петровская),
систематического тренинга педагогической эффективности (Systematic Training for Effective Teaching -
STET) Т. Гордона, психолого-акмеологического тренинга зрелого отцовства и материнства (Н.В.
Боровикова), а также психологические техники, широко применяемые в самых разных тренинговых
программах, направленные на осознание взаимовлияния Я-концепции и процесса формирования
гармоничной диады лродитель-ребенок╗.
В результате прохождения данного вида тренинговых занятий у участников формируются следующие
умения и навыки:
1) умение чувствовать и понимать себя, навыки рефлексии своих эмоциональных состояний, вызванных взаимодействием с ребенком;
2) внутренняя личностная свобода самих родителей .и их собственная ин-тернальная позиция по отношению к жизни;
3) навыки эффективной обратной связи в общении с ребенком;
4) расширение ролевого репертуара родительского поведения.
Место проведения тренинга
Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно место для выполнения упражнений.
Качественно-количественные характеристики группы участников
Оптимальное количество участников - 12-15 человек. Лучше, если это будут родители обоего пола (матери и отцы), даже если они не образуют единую семейную пару. В силу возможной актуализации общекультуральных межпоколенных различий в установках на воспитание детей нежелательно одновренменное участие в группе представителей разных поколений (мам и бабушек). Также представляется эффективной разнородность участников по критерию нарушения .прав ребенка в семье - лучше, если в подобной группе примут участие не только те родители, которые в результате проведенной диагностики характера детско-родительских отношений квалифицированы как лнарушители╗. Позиция ведущего
Ряд авторов, обозначая различные стили ведущего, говорят о трех формах, свободное ведение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников.) Выбор того или иного стиля определяется складывающейся ситуацией и общими психотенрапевтическими установками самого ведущего, но в любом случае должен обеспечивать возможность "сглаживать" конфликтные ситуации и избегать создания барьеров в общении участников. Продолжительность занятий
Продолжительность одного занятия составляет от 1,5 до 2 часов. Всего 6-10 занятий. Общие сценарные аспекты занятий
Многие признанные авторитеты в области социально-психологического тренинга отмечают, что одна из очевидных трудностей в изложении его сценарных аспектов состоит в том, что данная форма психологической работы в принципе не имеет однозначного алгоритма и поэтому достаточно широко варьирует. Поэтому мы остановимся лишь на выделении общих этапов с краткими указаниями на возможные психотехники, применяемые на каждом из них.
Начальный этап (первые 2-3 занятия) посвящается первичному знакомству участников друг с другом, задаче отрефлексирования процесса формирования первого впечатления о себе и о другом, первичному обмену теми образами ребенка, которые презентируются родителями. В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения на лсмену языка самовыражения╗ (ассоциации, метафоры, невербальные формы).
Основной этап (последующие 3-5 занятий) ориентирован на анализ личностных проекций участников, углубление обратных связей, отрефлексирование стилей взаимодействия в диаде и расширение ролевого репертуара. В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения в парах, нанправленные на смену позиций доминирования/подчинения, рефлексию эмоциональных реакций участников на формы контроля поведения, а также типичных стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Обсуждаемые ситуации анализируются, прежде всего, через вызываемые ими чувства и интерпретации. Также активно используются неоднократно описанные в специальной литературе рисуночные методики (например, лЯ, мама и детский сад╗) и свободные сочинения (лПортрет моего ребенка╗, лЯ как родитель╗). Тексты сочинений лПортрет моего ребенка╗ и лЯ как родитель╗ анализируются по выделенным А.С. Спиваковской параметрам: общая оценка ребенка, эмоциональное отношение к ребенку, оценка деятельности ребенка, оценка собственного родительского воздействия на ребенка, преобладание тех или иных временных планов в описании ребенка. Также могут быть использованы неоконченные рассказы, в которых описаны типичные конфликтные ситуации, где главный герой - ребенок, а родитель должен закончить рассказ так, как ему кажется, закончил бы рассказ его собственный ребенок. Итоговые занятия (1-2) в целом посвящены построению каждым участником своего Я-прогноза в родительской позиции. Используемые приемы включают в себя довольно широкий спектр гештальт-ориентированных психотехник (лволшебная таблетка╗, лвремена года моей души╗, лзеркало Снежной коронлевы╗ и пр.). При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях и созданной атмосферы взаимного доверия и доброжелательности возможно объединение детей и родителей на одном из итоговых занятий. При этом эффективно использование сказок, посвященных детско-родительским проблемам (примеры их можно найти в лингафонных курсах сказкотерапии) с последующим рисованием и обсуждением (индивидуально и коллективно) в паре или всей группой, причем на начальном этапе родитель работает в паре с чужим ребенком и лишь потом со своим собственным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье,
осуществляется развитие личности.
И в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих
его взрослых - родителей и педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и
эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по шщите
их прав.
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в
документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном
уровнях.
Вместе с тем, современная ситуация характеризуется тем, что права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не соблюдаются вообще из-за отсутствия механизмов их реализации. В связи с этим необходимо предпринять следующие меры:
1. Провести на федеральном и региональном уровнях мониторинг соблюдения прав детей в семье и в дошкольных образовательных учреждениях.
2. Создать информационные центры по сбору и анализу полученной информации, а затем, ее распространению среди широких слоев населения, с целью формирования общественного мнения до принятия конкретных решений на разных уровнях управления.
3. Разработать пакеты модельных нормативных документов по защите прав детей на региональном и локальном уровнях.
3.1. Определить организационную структуру, которая несла бы реальную ответственность за соблюдение прав детей на каждом возрастном этапе:
- детская поликлиника;
- дошкольное образовательное учреждение и т.п.
3.2. Ввести институт уполномоченного по правам детей на федеральном, региональном и местном уровнях и стимулировать появление и развитие общественных организаций.
4. Осуществлять координацию усилий исследователей, ученых и практиков, работающих в области соблюдения прав детей (проведение совещаний, подготовка сборников научных трудов и т.п.)
5. Совершенствовать совместную деятельность органов управления образования и структур исполнительной власти местного самоуправления, общественных организаций с целью:
5.1. разработки экономических механизмов по стимулированию деятельности ДОУ с родителями, дети которых не посещают детский сад, но находятся в ближайшем окружении;
5.2. формирования организационно-правовой основы взаимодействия сотрудников дошкольных образовательных учреждений с родителями с целью их информирования, просвещения и даже контроля за действиями тех родителей, которые нарушают права детей;
5.3. организации работы консультативных пунктов медико-психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего дошкольного возраста на дому.
6. Установить связи между аттестацией дошкольных образовательных учреждений, педагогических и управленческих кадров и соблюдением прав детей в системе образования и здравоохранения.
7. Разработать рекомендации для дошкольных образовательных учреждений по разъяснению прав и обязанностей родителей на этапе вхождения ребенка в систему образования.
8. Предусмотреть в учебных планах средних и высших учебных заведений спецкурсы по обучению воспитателей диагностике случаев жестокого отношения к ребенку со стороны не только родителей, но и сверстников, старших детей и оказания пострадавшему ребенку своевременной помощи.
9. Обучение педагогов проведению профилактической и коррекционной работе с ребенком и родителями.