Как играть с аутичными
детьми
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного ренжима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеснпечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидентельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для обнщения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его денятельности, используя четкую наглядную иннформацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всенго, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок отнкажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей стенпени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планнов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийнтись лпо вкусу╗ вашему ученику.
Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.
Наиболее сложные для аутичных детей игры Ч это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете иснпользовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Индивидуальные игры, предлагаемые вам в этой книнге, Ч результат более чем 20-летнего труда психолога Ч дефектолога Г.Д. Черепановой (о ней мы писали выше).
Каждая из этих игр может послужить началом коррекци-онной работы.
Некоторые из опубликованных в этой книге игр (нанпример, лПокажи нос╗) могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.
Подвижные игры
■ ■
лРукавички╗ (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, колинчество пар равно количеству пар участников игры. Вендущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаютнся по залу. Отыскивают свою лпару л, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараютнся, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаконвые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организунют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно перенходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички. , . . ■
лЩепки на реке╗ (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больнше вытянутой руки. Это все вместе Ч Вода одной реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, пернвая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как бундет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытынми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода долнжна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напронтив первой. Тем самым они составляют Реку и постенпенно удлиняют ее. Так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изобранжая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве лЩепок╗ будут лдвигаться по Воде╗: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостаннавливать и направлять самые разные Щепки. Аутичному ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
лОхота на тигров╗
(Карпова Е,В,, Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во вренмени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко счинтать до 10. В это время участники передают друг друнгу маленького игрушечного тигра. После окончания счента тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники денлают то же самое. Задача водящего Ч найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
(Покажи нос╗ (Васильева E.fl.) Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним двинжения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает лпутать╗ детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
лКто я?╗ (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атнрибуты представителей различных профессий (врач, арнтист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.)Ребеннок должен отгадать, кто это был.
лПридумки╗ (Черепанова Г.Д.) Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: лЯ начну приндумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истонрии у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня
вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....). Как ты думаешь, что произошло?╗
лЗатем Таня ...╗ (Педагог показывает карточку №2.....)
и т. д (рис. 9).
Рис. 9. Наглядный материал к игре лПридумки╗
лПокажи по-разному╗ (Черепанова Г.Д.) Цель: научить детей распознавать и показывать различнные ощущения и действия, ознакомить их со словами-аннтонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:
Ч Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота .... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову лвысокие╗.
Ч Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
11 Шпаргалка для взрослых
Ч Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я пенрепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
-*- Я иду медленно, а вот я иду... Как?
Ч Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
Ч Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю... 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, напринмер: лЕсли я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригинбаешься╗ и т.д.
лСолнечный зайчик╗(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в
пространстве.
лК нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он
находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на
стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как
он двигался, и нарисуй его путь╗. Ребенок следит взгля-
Рис. 10. Примерные траектории движения
дом за движением светового пятна, а затем зарисовыванет траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день Ч зеркальце.
Игры за партами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релакнсационные упражнения, описанные в разделе лКак играть с тревожными детьми╗.
лСОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ╗ (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие коммуникативных склонностей
ребенка. Собирать головоломки Ч один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Содержание Сначала ребенку предлагают собрать одну
или несколько головоломок (лТанграм╗, лКвандрат Пифагора╗, лСложи квадрат╗ и т. д.) Зантем незаметно из коробки извлекают одну денталь. Ребенок складывает знакомую головоломнку и вдруг обнаруживает, что не хватает детанли. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: лЭта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепеннно, при каждом повторении данной игры, а зантем переносится на другие виды деятельности.
ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание На левую руку ребенку надевают лволшебный мешочек╗, в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из планстика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометринческую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбраннная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригиннал. Желательно, чтобы ребенок во время ранботы произносил вслух название фигуры, цвента и те действия, которые он производит.
Примечание Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны нахондиться предметы только одной формы (напринмер, только треугольники), затем Ч двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ренбенку дается такая установка: лВыбери такой предмет, как я тебе покажу. лИли более сложнный вариант: лНарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке╗ Ч в этом случае образец отсутствует, ребенок действунет только по словесной инструкции.
лГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ╗ (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с поноперационными картами и составлять их.
Содержание Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на ринсунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схенматично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.
Пример пиктограммы:
лФИЗКУЛЬТУРНИКИ╗ (Черепанова Г. Д.)
Цель развитие координации движений, обучение
ребенка навыкам работы с пооперационными картами.
Содержание Взрослый объясняет ребенку, что сейчас
они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры
необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схенму к одному из упражнений, например:
После того, как заготовлены 2Ч3 схемы (или 4Ч5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится лчинтать╗ схему (а на это может уйти нескольнко занятий) взрослый предлагает ему освонить вторую схему.
Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т. д.
Выполненные совместно с ребенком ринсунки- схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодейстнвовать со взрослым, установлению доверинтельных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию двинжущейся фигуры человека.
лСИММЕТРИЧНЫЕ РИСУНКИ╗ (Черепанова Г. Д.)
Цель Развитие коммуникативных склонностей,
учения работать с партнером.
Содержание Предлагается по образцу нарисовать пред-
мет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый Ч слева. Договариваются каким карандашом. Взроснлый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
ШЕНЯЛКИ ИГРУШЕК╗ (Карпова Е. В., Лютова Е. К.)
Цель Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не только вербальных, но и Невербальных средств, например, осущенствлять контакт глаз.
Содержание Все дети встают в круг, каждый держит в
руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спинной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предментами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его заданча Ч угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попынток дается ведущему для отгадывания.
Примечание Как правило, аутичным детям бывает труд-
но сразу включиться в игру.
Обычно они сначала (иногда в течение ненскольких дней или даже недель) просто наблюндают за игрой со стороны, затем, при желании,
.........,...■.-, ,,они могут встать в круг и принять участие в
игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него это сделать может взрослый или кто-то из ребят.
лСОЗДАЕМ МУЛЬТФИЛЬМЫ╗ (Слухова А. А.) ___________________
Цель Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.
Содержание Ребенку предлагается вспомнить основные
события, которые происходили в течение прендыдущего дня. Затем взрослый на карточках ненбольшого размера, сложенных в гармошку вместе с ребенком, делает зарисовки к основным
режимным моментам, па листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком лпросмотр╗ мультфильмов лВот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выхондя из-за стола, что ты сказал?╗ и т. д.
По окончании занятия ребенок может слонжить карточки и взять с собой, чтобы посмотнреть мультфильм дома вместе с мамой и папой.
Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.
лВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК╗ (Черепанова Г. Д.)
Цель Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из люнбимых видов деятельности аутичных детей Ч разглядывание и изучение новых предметов.
Содержание Красиво оформленный сундучок содержит
различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нранвится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т. д.
Эту игру можно проводить с тканью, менхом, пуговицами, клубочками пряжи, бросонвым материалом. Пофантазировать или занятьнся поделками.
Необходимо любую поделку делать до коннца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и... t вернуться к волшебному сундучку.
По материалам книг:
Лютова Е.К Монина Г.Б. лШпаргалка для взрослых╗ Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детми.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. лТренинг эффективного взаимодействия с детьми╗