ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное разви­тие психической сферы, хотя и не­сколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается дли­тельность бодрствования до 4-5 ча­сов.

Нормально развивающиеся дети очень подвижны, находятся преиму­щественно в положительном эмо­циональном состоянии, много лепе­чут, часто улыбаются, смеются, ра­дуются общению со взрослыми.

Совершенствуется ходьба и дру­гие моторные навыки. Действия с предметами, которыми овладел ре­бенок на первом году, приобрета­ют большую ловкость, координа­цию: лучше получаются действия с кубиками, с мячом, с вкладными игрушками. Ребенок забавно под­ражает взрослым.

Основным видом деятельнос­ти ребенка второго года жизни яв­ляется предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны вхо­дить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геомет­рической формы, строительный материал разного размера.

Ребенка нужно постоянно на­правлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закреп­ляться примитивные однообразные действия: он может без конца ка­тать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых ребенок лучше воспринимает окру­жающее: различает, сравнивает, ус­танавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову он может из двух-трех цветных кубиков выбрать ку­бик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Одновременно развивается па­мять ребенка. Он уже не только узнает, но и вспоминает о предме­тах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. Эти воспомина­ния сначала возникают на основе какой-либо наглядной ситуации. Например, показывая на чашку с отбитой ручкой, говорит: «Папа бил» (разбил). Позже эти воспо­минания возникают уже по сло­ву. Например, когда ребенку гово­рят: «Пойдем гулять», он начина­ет искать одежду, обувь для про­гулок.

Второй год жизни является важным этапом для формирова­ния различных бытовых навыков.

Приучение к самостоятельному выполнению гигиенических уме­ний: при умывании ребенок под­ставляет руки под струю воды, при раздевании снимает колготки, сни­мает и надевает шапку и т. д.

Во время еды ребенок сам са­дится на стул, ест аккуратно, пользуется ложной, чашкой и т. д.

Приучайте его к самостоятель­ности, не делайте за него то, что он может сделать сам.

Воспитывайте любовь к поряд­ку. Пусть ребенок складывает сам игрушки, свою одежду, помогает де­лать уборку в доме и т. д.

Помните, что дети второго года жизни подражают во всем взрос­лым. Поэтому присмотритесь к себе: есть ли у вас стремление к порядку, дисциплине.

Мама на приеме спрашивает: «Что мне делать с ребенком, он ни­чего за собой не убирает, уроки де­лает до 12 ночи, несобранный ка­кой-то!» Я спросила у этой мамы, а любит ли она сама порядок, орга­низована ли она? «Да, я сама очень неорганизованная, но хочу, чтобы ребенок был другим». Так не бы­вает. Трудно воспитывать те каче­ства, которыми не обладаешь сам.

Будьте очень внимательны к ребенку, когда он начинает само­стоятельно ходить.

В целях его безопасности еще более строго, чем ранее, проверьте все возможные маршруты передви­жения и уберите все, что может нанести вред ребенку. Если же вы целыми днями будете, не спуская с него глаз, твердить: «Не трогай, не бери, не ходи», ребенок станет нервным, а ваша жизнь превратится в ад.

Ребенок этого возраста по-пре­жнему легко переключается. Сто­ит только показать ему, например, птичку, и он уже забыл, чем зани­мался до этого. Но уже нужно иног­да наказывать малыша: если он нарушил ваш запрет, можно слег­ка и шлепнуть его. Главное, чтобы наказание следовало тотчас после того, как малыш провинился.

Если хотите, чтобы ребенок в дальнейшем слушался вас и был дисциплинированным, не упускай­те времени — потом будет все труд­нее и труднее.

Второй год жизни — это вре­мя становления и быстрого совер­шенствования речевых функций (основы всего психического разви­тия), то есть это сенситивный пе­риод для развития речи.

До полутора лет развивается функция понимания речи, а да­лее — до двух лет — идет увели­чение словарного запаса и актив­ной речи. Значительно обогаща­ется в этот период жестовая речь, мимика. Одно слово малыша ча­сто выражает целую фразу. На­пример, слово «на» может озна­чать то «возьми меня на руки» (тянется при этом к взрослому), то «посади на стул» (хлопает ру­кой по стулу).

В непривычных условиях или с незнакомыми людьми ребенок этого возраста обычно молчит, ве­дет себя настороженно. Как будто ощущает, что понять его может только мама. Мама знает, что «ка» — это машина, «зи-зи» - муха, «ди-ба» — все высокое, боль­шое, «ба-бах» — танк, «ава» — ло­шадь.

Однако родителям уже не сле­дует быть такими догадливыми и продолжать понимать ребенка с полуслова. После полутора лет ста­райтесь, чтобы малыш произносил слово целиком, точно выражал свои желания. Сверхзаботливая мама, угадывающая желания ребенка еще до того, как он их высказал, тормозит его речь.

При нормальном речевом раз­витии к концу второго года сло­варный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: «Первые слова в одно и то же время про­износит и будущий гений, и ум­ственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу из трех-четырех слов к двум годам пост­роит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально пол­ноценный».

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит.

Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразо­вая речь может появиться в пол­тора года, а у мальчиков только к двум годам.

Во-вторых, существуют индиви­дуальные особенности в динамике развития всех психических функ­ций, в том числе речи. Дети, начи­нающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, ког­да у ребенка хорошо развиты по­знавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно про­консультируйтесь у специалистов в области детской психологии и ло­гопедии.

Если по каким-то причинам (бо­лезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не использу­ются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное раз­витие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыс­лительных функций.

Развитие мышления в этом возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится перемещать пред­меты в пространстве, действовать несколькими предметами по отно­шению друг к другу. Благодаря это­му он знакомится со скрытыми свойствами предметной деятельно­сти и учится действовать с предме­тами опосредованно, то есть с по­мощью других предметов или дей­ствий (например, стучать, вращать и т. д.).

Такая деятельность ребенка со­здает условия для перехода к по­нятийному, речевому мышлению. То есть в процессе выполнения действий с предметами и обозна­чения действий словами формиру­ются мыслительные процессы: ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое на­правлено действие (лопаткой на­бирает песочек, снег, землю, вед­ром — воду). Таким образом, ре­бенок приспосабливается к свой­ствам предмета.

Наибольшее значение среди мыслительных процессов ребенка этого возраста имеет обобщение. Но так как опыт ребенка еще невелик и он не умеет еще выделить суще­ственный признак в группе пред­метов, то и обобщения бывают не­правильными. Например, словом «шар» ребенок обозначает все пред­меты, которые имеют круглую фор­му. Дети этого возраста могут де­лать обобщение по функциональ­ному признаку: шапка — это шля­па, косынка, кепка и др. Они срав­нивают, различают («Мама боль­шая, а Анютка маленькая»), уста­навливают связь между явления­ми («Солнышко пигеет -- галять пойдем».)

Значительно обогащается на втором году жизни характер игро­вой деятельности. Сначала, напри­мер, ребенок кормит, баюкает кук­лу, а затем осуществляется перенос этих действий на другие предметы: «кормит» не только куклу, но и со­бачку, и медвежонка.

Развивается подражательная игра. Ребенок начинает «читать» газету, «причесываться», «наря­жаться» и т. д. В таких играх уже появляется и сюжет, состоящий из нескольких связанных между со­бой действий.

При некотором руководстве взрослых ребенок проявляет инте­рес к действиям других детей, эмо­ционально общается с ними.

Но по-прежнему велика потреб­ность у ребенка в общении с взрос­лым. Его эмоциональное состояние, его активность, его развитие нахо­дятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговарива­ют с ним взрослые.

 

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

На третьем году жизни продол­жается совершенствование дея­тельности всех органов и психоло­гических функций ребенка.

Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сут­ки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может доль­ше заниматься одним делом без отвлечений. Теперь ребенку труд­но быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, на­пример, сразу прекратить игру, что­бы пойти есть, или быстро ответить

даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания стано­вится трудно.

Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожале­нию, часто бывает так: «Говори спокойно, не кричи», — внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко от­читывает папу.

Постоянно следите за тем, что­бы ваши слова не расходились с ва­шими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать по­ходку, тем более, что его моторное развитие становится более совер­шенным. Оно качественно улучша­ется: появляется большая согласо­ванность в умении управлять сво­им телом. Шаги при ходьбе стано­вятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок спосо­бен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остано­виться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совер­шенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисо­вать карандашом, застегивать пуго­вицы, есть аккуратно и пользовать­ся столовыми приборами.

Иногда дети двух-трех лет от­казываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их корми­ли, одевали и т. д. Необходимо по­нять причины такого поведения: если это каприз — проявите твер­дость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требова­ния к нему. Ведь ему присущ ин­терес ко всему новому, более слож­ному и трудному. Не задерживай­тесь на том, что уже усвоено ребен­ком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», бес­помощным, вернуть то время, ког­да мама принадлежала целиком только ему. Вот, например, как вы­разил эти чувства мой сын:

- Мама, я тебя проглочу!

- Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать!

- Нет, не буду. Ты же все вре­мя со мной будешь. (И он похло­пал себя по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он явля­ется переломным с точки зрения осознания ребенком себя как лич­ности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упря­мым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, уни­зили. Нельзя в этом возрасте шле­пать ребенка, так как он становит­ся обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Мама гово­рит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно ку­пить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как лич­ность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «кры­ла», будет искать другой, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоин­ством, с комплексами неполноцен­ности. Старайтесь уважать жела­ния, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в преде­лах разумного.

Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда пра­вильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Од­нако родители уже не должны уми­ляться этому, а тактично поправ­лять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной осо­бенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное прогова-ривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это час­то раздражает родителей, и они да­же пытаются остановить этот ре­чевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти дет­ские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребе­нок сравнивает, сопоставляет, обоб­щает, запоминает.

Как правильно отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни за­дал вопрос «почему?», он безогово­рочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинте­ресовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? По­чему темнеет на улице?» и т. д.

Если вы отвечаете, глубоко вни­кая в то, что ребенка заинтересова­ло, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнув­шись, — поверхностен и он будет.

Основным развивающим ви­дом деятельности ребенка двух-

трех, лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми пред­метами, которые находились в поле его зрения, то теперь он мо­жет играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то пред­меты.

Например, ребенок задумал по­строить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перево­зить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится воз­можным и благодаря развитию во­ображения, фантазии, абстрактно­го мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становят­ся ролевые игры. Ребенок прини­мает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, вос­питательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присут­ствии ребенка обращайте внима­ние на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром гово­рят, что дети — зеркало взрослых. Одна моя знакомая легко узна­вала о том, как обращаются с деть­ми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д.

Но ребенок уже не просто мо­жет копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, ста­новясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевой игры является показателем новой сту­пени в умственном развитии ма­лыша.

Однако несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интел­лектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к пере­ходу на новую ступень своего раз­вития: у него должны быть подго­товлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2)  группировка предметов од­ного цвета, формы, размера;

3)  сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6)  формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чте­нии, играх и развивающих упраж­нениях ребенок все более обогаща­ет свои представления о мире и получает знания:

1)  о явлениях природы — све­тит солнце, идет дождь, снег, гре­мит гром, на небе тучи; сегодня хо­лодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не толь­ко различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — раз­личает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых дей­ствиях: пилить дрова, копать зем­лю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспита­нии ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепле­ние всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепи­те его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, по­пробуйте вместе с ребенком нари­совать увиденных зверей, изобра­зить действия некоторых из них, и т. п.

Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет.

Но не пугайтесь, дорогие роди­тели, такому колоссальному объе­му информации, необходимому ва­шему малышу для его нормально­го развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это.

Ведь все должно идти есте­ственным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за сво­им малышом, будьте мудры и тер­пеливы.

А тесты, которые предлагают­ся далее, помогут вам определить уровень развития ребенка и, воз­можно, снять некоторое напряже­ние, вы сможете сказать себе: «Все идет нормально!»

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в ваших любви, заботе и понимании.

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО И ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Ребенок четвертого и пятого года жизни отличается хорошим  психомоторным  развитием.  Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых полу­чает много новых, интересных впе­чатлений, и таким образом его зна­ния об окружающем мире значи­тельно расширяются.

Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выпол­нении различных действий. Ребе­нок постепенно овладевает коорди­нацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной де­ятельности. Большинство детей рисует с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительным и моторным развити­ем составляет большое достижение ребенка четырех-пяти лет.

Изобразительная деятельность ребенка этого возрастного периода отличается тем, что для него совер­шенно не важен результат. На пер­вый план выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому, как только рисунок завершен, дети ча­сто выбрасывают его.

И только к концу дошкольно­го возраста ребенок начинает об­ращать внимание на сам рисунок, то есть оценивать результат своего труда.

Величайшую роль изобрази­тельной деятельности ребенка в его общем психическом развитии от­мечали и отмечают все детские пси­хологи.

В частности, выдающийся пси­холог Л. С. Выготский подчерки­вал: «Ценность художественного воспитания не в том, что оно созда­ет знания или формирует навыки, а в том, что оно создает фон жизни, фон жизнедеятельности... оно рас-

ширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающуюся и на­страивающуюся на серьезный лад».

С психологической точки зре­ния рисунок рассматривается как своеобразная детская речь и как подготовительная стадия письмен­ной речи.

В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительнос­ти, в нем можно сразу увидеть, что является главным для ребенка, а что второстепенным.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвен­но рисует, но и играет. Игра стано­вится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут иг­рать самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил.

Таким образом, в игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое пове­дение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже полу­чается при соответствующих тре­бованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, на­стойчивости, дисциплинированно­сти.

В игре ребенок развивает твор­ческое воображение, сообразитель­ность, волевые качества, нравствен­ные установки.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными «не­нужными» (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, желе­зяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Я вспоминаю, как мой четырехлетний сын привязал к стулу старое пласт­массовое сиденье от унитаза; это был космический корабль, а откры­вающаяся крышка была люком для выхода в открытый космос.

Именно в игре ребенок четвер-того-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельно­сти через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, обще­ственных функций людей.

Но такой скачок в психичес­ком развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.

На четвертом-пятом году жиз­ни ребенок не просто активно ов­ладевает речью --он творчески осваивает язык, он, по существу, за­нимается словотворчеством.

Эту способность ребенка отра­зил К. И. Чуковский в своей кни­ге «От двух до пяти».

Слова, которые создаются ре­бенком трех — пяти лет, всегда уз­наваемы, всегда несут смысловую нагрузку.

Такое словотворчество позволя­ет ребенку к концу этого возрастного периода перейти, к отвлечен­ной речи, пересказать сказку, рас­сказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.

К пяти годам ребенок исполь­зует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рас­сказывает сказки, рассуждает, фан­тазирует, пересказывает, обменива­ется впечатлениями и т. д.

Теперь он может назвать каче­ства предметов, их признаки, отно­шения и т. д. Его восприятие ста­новится осмысленным, целенаправ­ленным, анализирующим.

Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать доволь­но сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его по­нимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако ло­гика его мышления довольно свое­образна.

Вот как рассуждают дети:. «Ве­тер дует, потому что деревья кача­ются», «Я так и знал, что ты меня родила. Если бы папа, я был бы с усами», «Звезды не падают, потому что они как-то вертятся на небе».

Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправ­ленно запоминать. Ни до, ни после

этого периода ребенок не запоми­нает с такой легкостью самый раз­нообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоми­нания. Все интересное для ребен­ка запоминается само собой. Труд­но запоминаются отвлеченные по­нятия: дни недели, месяцы, време­на года и т. д.

К пяти годам постепенно на­чинает формироваться и сознатель­ное запоминание и вспоминание. По просьбе взрослого ребенок мо­жет заучить стихотворение, песен­ку, текст какой-либо роли к дет­скому празднику и т. д.

При этом обязательно нужно, чтобы ребенок хорошо понимал, что он заучивает, то есть развивал смысловую память.

Благодаря развитию речи, мы­шления, памяти, восприятия и, глав­ным-образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое соб­ственное решение насущных жиз­ненных проблем. Ребенок не лю­бит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нра­вятся и помогают решить мораль­ные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его соб­ственные сложные чувства. Ребе­нок хочет походить на положитель­ного героя, и таким образом сказ­ка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопережи­вать, то есть развивает в нем эмо­циональное отношение к окружа­ющему в соответствии с ценностя­ми, идеалами и нормами жизни.

Это помогает ребенку перехо­дить к формированию произволь­ного поведения, и примерно с пяти лет появляется стремление управ­лять собой, своими эмоциями и сво­ими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребен­ку, поощряя его хорошие поступ­ки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тен­денцию к повторению».

В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, пода­рок и т. д. Главное, чтобы поощре­ние было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, на­пример так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и ска­жите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на мес­те. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребен­ку бесполезно.

К этому способу наказания сле­дует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

Все, кто имеет отношение к вос­питанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях1. Жа­лость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

Обязательно привлекайте ре­бенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок по­лучал удовольствие от этой дея­тельности.

Обращайтесь с просьбой к нему: «Мне нужна твоя помощь; подер­жи совок, пока я подметаю». Или так: «Сегодня мы с тобой будем пропалывать грядку с клубникой». Хвалите ребенка за терпение, за хорошо сделанное дело.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечатель­ный — слишком мало для форми­рования у него высокой самооцен­ки. Нужно, чтобы ценность лично­сти измерялась какими-то реаль­ными делами. Для этого надо, что­бы ребенок умел что-то делать, от­личался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы

ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чув­ствовал себя беспомощным челове­ком, от которого ничего не зависит.

Вы должны постоянно приду­мывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, ис­пытать себя в трудностях.

Помните, однако, что ответ­ственными, знающими и умеющи­ми дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы.

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но по­степенно, важнейшим видом дея­тельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходи­мо готовить к будущему школьно­му обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятель­ности ребенка и в ранних возрас­тах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать апплика­ции и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний.

Теперь настало время постепен­ного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет де­лать то, что требует от него взрос­лый.

Как показывает опыт психоло­гического консультирования детей младшего школьного возраста, про­блемы в обучении чаще всего свя­заны с их недостаточной социаль­ной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное разви­тие ребенка может быть даже очень высоким.

Вот какие жалобы высказыва­ют родители и учителя начальной школы:

- Ребенок не подчиняется пред­писанным правилам поведения в школе.

- Не слушает объяснений учи­теля, занимается своими делами.

- Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.

-  Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься кон­кретно к нему.

-  Ребенок долго не может ус­покоиться и приступить к уроку.

- Во время занятий разговари­вает с другими  детьми,   может встать и ходить по классу.

- Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.

- За домашние задания не уса­дить. Уроки может делать до по­зднего вечера, постоянно отвлека­ясь на посторонние дела.

- Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выпол­нения уроков вообще.

Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков по­ведения вашего ребенка в услови­ях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для дей­ствий и что сначала нужно думать, а потом делать.

Но, конечно, принцип посте­пенности должен выполняться не­укоснительно. Большую часть времени ребенок должен зани­маться тем делом, которое ему ин­тересно; он по-прежнему ощуща­ет большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определя­ется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возра­стного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти вне­шних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невоз­можности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятель­ности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного вни­мания, которое самым тесным об­разом связано с развитием ответ­ственности. Это предполагает тща­тельное выполнение любого зада­ния — как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристика­ми внимания являются: устойчи­вость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение вни­мания, как способность быстро ори­ентироваться в ситуации и перехо­дить от одной деятельности к дру­гой, и распределение внимания -возможность сосредоточения одно­временно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на раз­витии внимания роль эмоциональ­ных факторов (интереса), мысли­тельных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упраж­нений.

Восприятие у ребенка развива­ется буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребе­нок обычно хорошо различает цве­та и форму предметов (он называ­ет различные геометрические фи­гуры).

Ребенок хорошо ориентирует­ся в пространстве и правильно ис­пользует многообразные обозначе­ния пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, по­вернуть направо, дойти до угла, по­вернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени -ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков вре­мени (неделя, месяц, время года, часы, минуты).

Ребенку еще трудно предста­вить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-дей­ственного мышления, которое осо­бенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, форми­руется наглядно-образное и более сложная форма мышления — сло­весно-логическое.

Различные игры, конструирова­ние, лепка, рисование, чтение разви­вают у ребенка такие мыслитель­ные операции, как обобщение, срав­нение, абстрагирование, установле­ние причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, кар­тинки, объединить несколько кар­тинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является не­произвольной, основанной на эмо­циях, интересе. То есть ребенок лег­ко запоминает то, что его заинте­ресовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быс­тро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то инфор­мацию.

Уже в этом возрасте проявля­ются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зри­тельная память, у других — слухо­вая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая.

В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стре­миться все-таки к обучению запо­минания с опорой на мыслитель­ную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошколь­ного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ре­бенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.

Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фан­тазирование ребенка, и они спра­шивают: «А нормально ли это?»

Для пяти-шестилетнего ребен­ка фантазирование является необ­ходимой предпосылкой творческо­го отношения к действительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к по­знанию и освоению мира.

На шестом году жизни ребен­ка следует обратить самое серьез­ное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли нача­ла и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», зна­чит, нужно «бить» тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Пси­холого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района

Санкт-Петербурга*, в одном из раз­делов которой логопед Л. Г. Па­рамонова дает описание специаль­ных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запа­са, грамматического строя и связ­ности речи у ребенка. Помимо про­верочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование «западающих звеньев».

Если же вам самим не удает­ся добиться положительных ре­зультатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультаци­ей к специалисту — логопеду.

Кстати, в этой же книге вы най­дете и раздел, посвященный тому, как научить ребенка считать и ре­шать задачи (написан он Н. Я. Го­ловневой).

По общему мнению детских психологов, на шестом году жиз­ни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его по­знавательные интересы, много чи­тали, разучивали стихи и неслож­ные песенки. Многие родители вме­сте с детьми собирают кубики с кар­тинками по каждой букве алфави­та: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой кар­тинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматри­вая картинки, просить, чтобы ребе­нок назвал эту букву. Такие заня­тия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; «волшебные книжки» очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбира­ет книжку. Посадите его на коле­ни или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог «читать» вме­сте с вами. Это очень важно с точ­ки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.

Бывают такие случаи, когда ро­дители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: «Он ничего не хо­чет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказы­вается от любых занятий. Школу ненавидит» и т. д. За этим обыч­но следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании «товарищей по несчастью». У них общая беда — ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители зани­мались с ребенком, они вовремя за­метили бы эти проблемы и обрати­лись за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодо­леть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сде­лать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ре­бенок, когда начнет обучение в школе.)

Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

В упражнениях для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в книге при­водится большое количество зада­ний, игр, развивающих тонкую мо­торику пальцев рук. Развитость тонкой моторики — основной по­казатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи при­водят к отставанию.

Поэтому нормально развиваю­щийся ребенок шести лет должен

уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользовать­ся иголкой, разными природными материалами и т. д.

Помимо упражнений, описан­ных в книге, прекрасными сред­ствами для развития тонкой мо­торики являются: а) искусство оригами - - создание из бумаги разнообразных изделий. Этой тех­нике, пришедшей к нам из Япо­нии, посвящены специальные из­дания (книги по оригами прода­ются в наших магазинах); б) ис­кусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

Всегда поощряйте занятия ре­бенка, если они связаны с трени­ровкой пальцев рук.

* М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Го­тов ли ваш ребенок к школе? СПб., «Дельта», 1997.

Hosted by uCoz